г. Волгоград(8442) 26-86-84

Что нужно знать предпринимателю о проверках?

Нормативная база

(Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон)).

 

Документарная проверка. Предметом исследования во время проведения документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах субъектов предпринимательской деятельности. Документарная проверка проводится по месту нахождения органа власти.

Как и любая другая проверка, документарная проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя или заместителя руководителя контролирующего органа, в котором поименованы документы, являющиеся предметом проверки.

Внимание! Требовать документы, не относящиеся к предмету проверки, запрещено законом.

В случае возникновения у контролирующего органа обоснованных сомнений в достоверности сведений, выявленных при проведении документарной проверки, со стороны контролирующего органа может поступить запрос. В таком случае проверяемое лицо обязано предоставить копии документов по мотивированному запросу в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса.

Указанные в запросе документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя, иного должностного лица юридического лица. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе представить указанные в запросе документы в форме электронных документов в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Внимание! Требование нотариально удостоверенных копий либо оригиналов документов не допускается.

При выявлении в ходе проверки ошибок, противоречий, проверяемому лицу направляется требование о предоставлении в течение 10 рабочих дней соответствующих пояснений.

При выявлении нарушений по результатам документарной проверки орган власти вправе провести выездную проверку.

Выездная проверка. Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах сведения, состояние используемых при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые меры по исполнению обязательных требований.

Выездная проверка проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.

Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:

1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля документах юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям или требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, без проведения соответствующего мероприятия по контролю.

 

Плановая проверка. Плановая проверка может быть как документарной, так и выездной.

Периодичность проведения плановых проверок – не чаще одного раза в три года.

Ежегодные сводные планы проведения плановых проверок доводятся до сведения заинтересованных лиц посредством размещения в сети Интернет или иным доступным способом до 31 декабря текущего календарного года.

С графиком плановых проверок можно ознакомиться здесь http://plan.genproc.gov.ru/plan2017/ .

Плановая проверка не может проводиться, если не прошло три года с момента:

— регистрации субъекта предпринимательской деятельности;

— окончания последней плановой проверки;

— уведомления о начале предпринимательской деятельности.

Контролирующие органы обязаны уведомить предпринимателя не позднее, чем за трое суток до начала проверки о ее проведении.

Соответствующее уведомление должно обеспечиваться путем направления заказного письма с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Внимание! Не уведомление о плановой проверке является грубым нарушением со стороны проверяющих. Поэтому, если Вам не вручалось соответствующее письмо с копией распоряжения или приказа о назначении проверки, и Вы не расписывались в подтверждение получения соответствующего уведомления, обжалуйте решение, вынесенное по результатам проверки.

 

Сроки проведения плановых проверок.

Срок проведения как плановой, так и внеплановой проверки не может превышать 20 рабочих дней.

Для малого предприятия общий срок проведения плановых выездных проверок – не более 50 часов в год, для микропредприятия – не более 15 часов в год.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов. В этом случае издается мотивированное постановление.

Внимание! Фиксировать продолжительность проверок и другие важные процедурные моменты необходимо в журнале учета проверок.

Внимание! Ограничения по времени проведения проверок в отношении малых предприятий и микропредприятий не распространяются на внеплановые и документарные проверки.

 

Внеплановая проверка

Внеплановая проверка, как и плановая, может быть как документарной, так и выездной.

Периодичность проведения внеплановых проверок зависит от наличия соответствующих оснований для проведения внепланового контроля.

Основаниями для проведения внеплановых проверок являются:

1) истечение срока исполнения ранее выданного предписания;

2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

Внимание! Анонимные обращения органами государственного контроля не рассматриваются.

Внеплановые проверки (кроме случаев истечения срока предписания, нарушения прав потребителей и приказа (распоряжения) руководителя органа государственного контроля) проводятся только после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления предпринимательской деятельности.

При проведении внеплановой проверки по результатам исполнения ранее выданного предписания, проверяемое лицо уведомляется о ее проведении не позднее, чем за 24 часа до ее начала любым доступным способом.

Внимание! О внеплановых проверках по другим основаниям, а также в случае, если деятельностью проверяемого лица причинен или причиняется вред, проверяемые лица не уведомляются.

Внимание! При любых внеплановых проверках действует общее ограничение срока их проведения в 20 рабочих дней для каждой из проверок.

Продление срока внеплановых проверок не допускается.

 

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ

Начало проверки

Проверка должна начинаться с предъявления служебного удостоверения должностного лица, осуществляющего проверку, и распоряжения или приказа на проверку (а в случае необходимости, в том числе согласование органов прокуратуры).

Требования, предъявляемые к распоряжению (приказу) о проведении мероприятия по контролю (надзору).

Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Внимание! Не допускается проведение проверки на основании распоряжения или приказа иных лиц – начальников отделов, специалистов и т.д.

Обращайте внимание также на следующее.

 Лицо, предъявляющее Вам служебное удостоверение, должно быть указано в распоряжении или приказе на проверку.

 Вам должны под роспись вручить заверенную копию распоряжения или приказа.

 Проверка должна ограничиваться только тем, что указано в предмете проверки. Требования, лежащие за рамками предмета проверки, указанного в распоряжении, незаконны. Пример: Предмет проверки – соблюдение контрольно-кассовой дисциплины. Требование предъявления сертификатов качества на товар являются незаконными, поскольку не относятся к предмету проверки.

 Выездные проверки, как плановые, так и внеплановые, могут проводиться только в присутствии руководителя или иного уполномоченного представителя организации, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя. Исключение составляет проверка, основанием которой являются причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 Распоряжение или приказ должны содержать все установленные законом сведения.

Сведения, которые должны содержаться в распоряжении или приказе на проведение проверки:

1) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;

2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;

3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;

Внимание! Случаи, когда распоряжение не носит индивидуально-адресного характера, например, когда в распоряжении указывается целый район, либо улица, с расположенными на ней торговыми точками, подлежащими проверке, являются незаконными.

Внимание! Не является обязательным указание в распоряжении о проведении проверки ИНН, ОГРН проверяемого лица, адреса его места нахождения и адреса осуществления деятельности. Эти сведения являются факультативными, дополнительными данными, которые служат для идентификации проверяемого лица!

4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;

5) правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;

6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;

7) перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю, административных регламентов взаимодействия;

8) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;

9) даты начала и окончания проведения проверки.

Согласно требованиям Федерального закона по Вашей просьбе Вас обязаны ознакомить с административными регламентами проведения мероприятий по контролю. По требованию подлежащих проверке лиц должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля обязаны представить информацию об этих органах, а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения своих полномочий.

Привлечение к проведению проверки третьих лиц.

Контролирующие органы вправе привлекать к проведению проверки исключительно экспертов (экспертные организации), прошедших в установленном порядке аккредитацию.

Правила аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 г. N 689.

Внимание! С 1 января 2011 года привлечение к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке экспертов и экспертных организаций относится к категории грубых нарушений (ст. 20 Закона N 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица.

Установлены следующие критерии, при наличии которых привлечение экспертов и экспертных организаций к проведению выездной проверки запрещено:

— действующие в период проверки гражданско-правовые отношения между экспертом (экспертной организацией) и проверяемым лицом (к гражданско-правовым относятся договорные и иные обязательственные правоотношения, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, регулируемые гражданским законодательством);

— действующие в период проверки трудовые отношения между экспертом и проверяемым лицом;

— аффилированность эксперта, экспертной организации с проверяемым лицом.

Рассматриваемый запрет распространяется только на случаи наличия действующих на период выездной проверки гражданско-правовых и трудовых правоотношений между экспертом, экспертной организацией и проверяемым лицом.

Соответственно, если до даты начала проверки указанные правоотношения существовали, но были прекращены в установленном действующим законодательством порядке, то привлечение экспертов, экспертных организаций к проведению выездной проверки не является нарушением рассматриваемого запрета.

 

Ограничения при проведении мероприятий по контролю

Должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не в праве:

 проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, от имени которых действуют эти должностные лица;

 осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая поступления в контролирующие органы информации о причинении вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

 требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;

 отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве,

превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;

 распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну;

 превышать установленные сроки проведения проверки;

 осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.

 

Оформление результатов проверки

 

Акт

По результатам проверки должностным лицом контролирующего органа должен быть составлен акт в двух экземплярах.

В акте должны содержаться:

1) дата, время и место составления акта проверки;

2) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;

3) дата и номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

4) фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;

5) наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки;

6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;

7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;

8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала;

9) подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.

К акту прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

Внимание! Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю проверяемого юридического лица или индивидуальному предпринимателю (или их уполномоченным представителям) под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении.

Если для составления акта требуются дополнительные процедуры, например, проведение экспертиз, то для составления акта отводится три рабочих дня.

Обращайте внимание на следующее:

 ознакомившись с содержанием акта, при несогласии с предъявленными претензиями, необходимо изложить свои возражения в письменном виде;

 если у предпринимателя возникли сомнения в том, что его действия оценены правильно, но его знаний недостаточно для того, чтобы обоснованно изложить свои возражения, то, подписывая акт, нужно указать:

«С актом проверки не согласен». Акт при этом обязательно подписывайте, пустые места прочеркивайте.

Внимание! «Подписывать или не подписывать акт?» – такой вопрос часто задают предприниматели. Практика рассмотрения данной категории дел в судах показывает, что судьи воспринимают отказ от подписи, как факт, говорящий не в пользу предпринимателя. Рекомендуем подписывать акт на каждой странице, пустые места прочеркивать.

 

Журнал учѐтапроверок

Юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны вести журнал учета проверок по типовой форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Он является одним из важнейших средств защиты их прав от неправомерных действий со стороны проверяющих, поскольку позволяет фиксировать важные процедурные моменты. Записи, вносимые проверяющими, позволяют отслеживать частоту проверок, длительность нахождения проверяющих на территории предприятия, основания для проверки и др. Данные журнала учета мероприятий по контролю могут быть предъявлены в качестве доказательств при обжаловании результатов проверки.

После проведения проверки должностным лицом контролирующего органа в журнал учета проверок производится запись, содержащая:

 сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), наименовании органа муниципального контроля,

 даты начала и окончания проведения проверки, время ее проведения,

 правовые основания, цели, задачи и предмет проверки,

 выявленные нарушения и выданные предписания,

 фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводящих проверку, его или их подписи.

Журнал учета проверок должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя (при наличии).

При отсутствии журнала учета проверок в акте, составляемом по результатам проведенного мероприятия по контролю, делается соответствующая запись.

Внимание! Если проверяющие отказываются расписываться в журнале учета проверок, рекомендуем совершить следующие действия:

 самостоятельно заполнить журнал учета проверок;

 в графе «Подпись должностного лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю», написать «проверяющий от подписи отказался»;

 пригласить двух свидетелей (можно из числа Ваших работников) для того, чтобы они расписались в журнале, подтвердив отказ проверяющих от заполнения журнала.

Организация или индивидуальный предприниматель, не согласные с фактами, изложенными в акте, вправе в течение 15 дней с момента вручения им акта, направить в соответствующие органы возражения на акт проверки.

 

Протокол об административном правонарушении.

К сожалению, мало кто из предпринимателей может похвастаться знанием абсолютно всех требований, предъявляемых к нему законодательством. Поэтому наиболее частым результатом проверки становится выявление тех или иных нарушений, что, в свою очередь, влечет наложение штрафа.

Но нужно помнить, что действия или акты проверяющих органов, совершенные с нарушениями законодательства можно и нужно обжаловать, даже если с Вашей стороны тоже были допущены нарушения. Наиболее важным документом является протокол об административном правонарушении, который составляется на основе акта проверки. Протокол отражает сам факт совершения правонарушения.

О совершении административного правонарушения по общему правилу составляется протокол.

В протоколе об административном правонарушении указываются:

 дата и место его составления;

 должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;

 сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;

 фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;

 место, время совершения и суть административного правонарушения;

 статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение;

 объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;

 иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам дела разъясняются их права и обязанности. Об этом делается запись в протоколе.

Лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должны иметь возможность ознакомления с протоколом.

Эти лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

Внимание! Вы не обязаны подписывать протокол. В случае Вашего отказа от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

По Вашей просьбе Вам должна быть вручена под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после того, как выявлен факт совершения административного

правонарушения. В случае, если требуется выяснить дополнительные данные, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования.

Внимание! Проведение административного расследования означает, что осуществляются действия, требующие временных затрат, например, экспертиза. Расследование может длиться не более одного месяца.

В протоколе должны быть отражены следующие сведения, которые могут оказаться важными для Вас:

 личные сведения — о месте жительства, семейном положении, количестве иждивенцев и т.д. Необходимость указания этих сведений связана с тем, что при наложении взыскания учитываются личность и имущественное положение нарушителя, а также смягчающие обстоятельства;

 сведения о том, привлекался ли нарушитель ранее к административной ответственности. Отсутствие наложенного ранее административного взыскания может являться смягчающим обстоятельством;

 сведения о месте и времени правонарушения, указаны суть правонарушения, а также нормативный акт, который Вы нарушили. Подробное описание совершенного правонарушения необходимо для его правильной квалификации. Нередки случаи, когда штраф налагают за одно правонарушение, в то время как на самом деле было совершено другое;

 информация о свидетелях и потерпевших, если они имеются.

Обращаем Ваше внимание на то, что наличие таковых не является обязательным условием при составлении протокола.

Оформление протокола заканчивается его подписанием лицом, которое его составило, и лицом, которое совершило административное правонарушение. От лица, совершившего административное правонарушение, в протоколе расписывается руководитель организации (индивидуальный предприниматель), или лицо, уполномоченное на подписание протокола доверенностью руководителем организации (индивидуальным предпринимателем).

Внимание! Подписание протокола неуполномоченным лицом влечет недействительность протокола.

На основании протокола выносится постановление о привлечении к административной ответственности.

 

Объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности.

 Объяснения даются лицом, которого привлекают к ответственности при осуществлении проверки, составлении протокола об административном правонарушении, рассмотрении дела об административном правонарушении в административной комиссии или ином органе и в других случаях.

 Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.

 Объяснения лица вносятся в протокол об административном правонарушении.

Внимание! Давать объяснения — это Ваше право, а не обязанность. И в случае, если Вас принуждают к написанию каких-либо объяснений под диктовку — отказывайтесь. Согласно Конституции России «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом». Это относится не только к уголовному законодательству, но и к административному.

 

Постановление о наложении административного штрафа

Наиболее распространенной формой административной ответственности, применяемой к правонарушителям в сфере предпринимательской деятельности, является административный штраф. Административный штраф взыскивается на основании постановления о привлечении к административной ответственности, которое выносится после составления протокола об административном правонарушении.

Размер административного штрафа, налагаемого на граждан, не может превышать пяти тысяч рублей, на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц — одного миллиона рублей, или может выражаться в величине, кратной:

 стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

 сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо сумме валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме неуплаченного административного штрафа;

 сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.

В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:

— должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;

— дата и место рассмотрения дела;

— сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;

— обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;

— статья настоящего КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;

— мотивированное решение по делу;

— срок и порядок обжалования постановления.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.

Внимание! Отсрочка предоставляется судом или должностным лицом, которое вынесло постановление о наложении штрафа, если имеются обстоятельства, делающие невозможным уплату штрафа, например, болезнь привлеченного к ответственности лица. Отсрочка предоставляется на срок до одного месяца. Если лицо, привлеченное к ответственности, находится в тяжелом материальном положении, уплата штрафа может быть рассрочена на срок до трех месяцев.

Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или в иную кредитную организацию.

Внимание! Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

В том случае, если при вручении постановления по делу об административном правонарушении Вас просят поставить дату задним числом, либо дата уже проставлена, и она не соответствует дате вручения, необходимо отказаться от получения постановления и просить отправить его по почте, сделав соответствующую запись на постановлении и в книге исходящей корреспонденции контролирующего органа.

Подобным образом необходимо действовать в случае выявления несоответствия дат при получении всех иных документов, связанных с проверкой (акт, протокол).

 

ОБЖАЛОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРКИ

Существует два законных способа защиты своих прав:

 административный порядок;

 судебный порядок.

Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении реализуется в соответствии с главой 30 «Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях» КоАП РФ. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано:

1) вынесенное судьей — в вышестоящий суд;

2) вынесенное коллегиальным органом — в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;

3) вынесенное должностным лицом — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;

4) вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, — в районный суд по месту рассмотрения дела.

В случае если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила одновременно в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд.

Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, может быть обжаловано в арбитражном суде.

Внимание! Если Вы решили обжаловать постановление о привлечении к административной ответственности, обратите внимание на следующее:

 Основаниями для обжалования результатов проверки являются в том числе процедурные нарушения порядка проведения проверки со стороны проверяющих.

 Жалоба подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу. Они обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу. Однако жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.

 Если Вы обжалуете постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного ареста, помните, что она подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы.

 В случае если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица, которым обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток.

Внимание! Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления.

В случае пропуска срока по уважительным причинам он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, которые рассматривают жалобу.

Должностное лицо должно рассмотреть жалобу в течение 10 дней со дня ее поступления, суд — в течение двух месяцев.

Внимание! Федеральным законом № 239-ФЗ установлена административная ответственность контролирующего органа за несоблюдение должностными лицами органов государственного контроля (надзора) требований законодательства о государственном контроле (надзоре) (ст. 19.6.1 КоАП РФ).

Такое правонарушение, выразившееся:

 в проведении проверки при отсутствии оснований для ее проведения,

нарушении сроков проведения проверки,

отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры,

проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора),

непредставлении акта о проведенной проверке,

привлечении к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан или организаций,

проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей, а повторное совершение указанного выше административного правонарушения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

 

К сведению:

1. При проверке не могут быть осмотрены и изъяты документы организации, в отношении которой не проводится проверка. Также не могут изыматься документы организации в отношении которой проводится проверка если пришли проверять организацию на предмет уплаты НДС, а изымают документы, не имеющие к этому ни какого отношения.

2. Старайтесь не упоминать в беседе с работниками контролирующих органов конкретные цифры и факты.

3. Пытайтесь зафиксировать нарушения со стороны проверяющих в любом документе, который вы подписываете. Никто не запрещает вам составить свой документ, в котором будут описаны нарушения проверяющих, предложите подписать его проверяющим, если откажутся, сделайте об этом ссылку в этом документе, пусть его подпишут как можно большее число лиц, присутствующих при совершении неправомерных действий проверяющих (работники, понятые, посетители).

4. Не бойтесь показать, что вы знаете свои права.

5. Если в постановлении указана выемка документов, то забрать компьютер проверяющие не вправе, пусть распечатывают документы, при этом у вас есть возможность отказаться от подписания распечатанных копий и занести в протокол, что не знаете откуда эти документы появились в вашем компьютере, вам не известно может быть даже случайно кем-либо внесены в него исправления намерено, в том числе и проверяющим, но это следует предпринимать если вам точно известно, что таких документов нет на бумажном носителе за вашей оригинальной подписью. Для совершения всех этих действий дождитесь пока проверяющие их не распечатают, что, как правило, проводится без непосредственного участия понятых (открытие файла его прочтение на компьютере, печать).

6. Помните, что все проверяющие органы несут ответственность за убытки, причиненные организациям своими неправомерными действиями, а также неправомерными действиями должностных лиц и работников этих органов, поэтому указание в актах и др. документах сведений, которые могут привести к появлению у вашей организации права требования возмещения убытков, могут побудить проверяющих не подставлять себя лично.

7. Все «наезды» о нахождении организации по указанному адресу без надлежащего на то основания, договора аренды и т.п. или же обнаружения печатей других организаций в офисе компании не являются сами по себе криминалом.

8. Не спешите указывать на ошибки проверяющих при проверке, их минусы это ваши плюсы в дальнейшем.

 

Как себя вести при выездной проверке?

1. Досконально ознакомьтесь с предъявляемым вам удостоверением и другими документами, служащими основанием для начала действий проверяющими, запишите данные удостоверения. Если получится – сфотографируйте на смартфон.

2. Имейте телефоны контролирующих органов, по которым можно проверить полномочия проверяющих.

3. Немедленно сообщите в юридическую службу о факте прихода: наименование органа, фио и должность проверяющего, распоряжение о проведении проверки.

4. Никогда не подписывайте документ, не прочитав его. Читайте, пока он не станет вам понятен. Время для этого не регламентировано законом.

5. Не воспрепятствуйте действиям проверяющего, будьте вежливы и корректны.

6. Передавая проверяющим истребуемые документы, проследите, чтобы факт их передачи был зафиксирован документально (в акте, протоколе и т.п.).

7. Получите у проверяющего свой экземпляр акта (протокола) проверки и передайте его в юридическую службу.

Яндекс цитирования