г. Волгоград(8442) 26-86-84

Возврат бракованного импортного товара

На практике достаточно часто возникают ситуации обнаружения брака уже после поступления товара на склад. О том, как в таком случае осуществить возврат бракованного товара иностранному поставщику, если с момента поставки до момента обнаружения прошло более года, мы рассмотрим в данной статье. Вопросы, касающиеся исполнения договора международной купли-продажи товаров, регулируются Конвенцией Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров, заключенной в Вене 11.04.1980 (далее — Конвенция). В соответствии со статьей 35 Конвенции продавец должен поставить товар, который по количеству, качеству и описанию соответствует требованиям договора и который затарирован или упакован так, как это требуется по договору.

Товар не соответствует договору в случаях, указанных в подпунктах «а»-«d» пункта 2 статьи 35 Конвенции, за исключением случаев, когда стороны договорились об ином. В соответствии со ст. 45 и ст. 46 Конвенции, если продавец не исполняет какого-либо из своих обязательств по договору или по Конвенции, то покупатель может потребовать: исполнения продавцом своих обязательств, в частности, если товар не соответствует договору; замены товара, когда это несоответствие составляет существенное нарушение договора, и (или) может потребовать от продавца устранить это несоответствие путем исправления. Кроме того, покупатель также вправе потребовать возмещения убытков. При этом продавцу должно быть заявлено требование, соответственно, о замене товара и (или) об устранении несоответствия товара договору.

Таким образом, исходя из смысла положений Конвенции, при наличии названных обстоятельств покупатель вправе возвратить продавцу поставленные им товары, не соответствующие предусмотренному условиями договора ассортименту, описанию, ненадлежащего качества и (или) потребовать их замены. Аналогичные нормы о последствиях поставки некачественного товара предусмотрены в ст.ст. 469, 518 ГК РФ.

 Возврат некачественного товара оформляется следующими документами: 

— двусторонний акт о выявлении скрытых дефектов (рекламационный акт) в произвольной форме;

— претензионное письмо;

— документ на возврат некачественного товара, в котором необходимо четко указывать, что осуществляется возврат товара по причине брака;

— обращение в обслуживающий паспорт сделки банк.

Для возврата импортных товаров с выявленными впоследствии скрытыми дефектами Таможенным кодексом Таможенного союза (ТК ТС) предусмотрена процедура реэкспорта. Согласно положениям ст. 297 ТК ТС возможность вывоза некачественного товара по процедуре реэкспорта может быть реализована участником внешнеэкономической деятельности только в течение года со дня, следующего за днем выпуска для внутреннего потребления, при соблюдении определенных условий, предусмотренных этой статьей. При этом на основании ст.ст. 300, 301 ТК ТС организации по заявлению производится возврат ранее уплаченных при ввозе сумм ввозных таможенных пошлин и налогов.

Если возврат некачественного товара производится по прошествии года, то процедура реэкспорта при его вывозе не может быть применена. Поэтому его вывоз осуществляется в таможенной процедуре экспорта, при которой товары таможенного союза вывозятся за пределы таможенной территории таможенного союза и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами (ст. 212 ТК ТС, письмо УФНС России по г. Москве от 28.10.2009 N 16-15/113543). В данном случае возврат ранее уплаченных при ввозе налогов, предусмотренный для процедуры реэкспорта, не осуществляется. Так, в письме УФНС России по г. Москве от 28.10.2009 N 16-15/113543 разъяснено, что если по каким-то причинам покупатель, являющийся собственником приобретенного товара, возвращает данный товар продавцу, то при таком возврате происходит переход права собственности, что влечет возникновение обязанностей по уплате налогов, а также необходимость отражения в учете операций по реализации товара.

При этом налоговый орган указал, что если таможенный режим реэкспорта не может быть применен, товары вывозятся в режиме экспорта. В случае применения при вывозе бракованного товара таможенной процедуры экспорта данная операция будет признаваться объектом налогообложения по ставке 0% (пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ) при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.

При реализации товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, для подтверждения права применения нулевой налоговой ставки налоговым органам предоставляются: 1) контракт (копия контракта) с иностранным лицом на поставку товара (в рассматриваемом случае копия контракта на поставку товаров иностранного поставщика и документы обосновывающие возврат бракованного товара (акта о выявлении скрытых дефектов, претензионное письмо, соглашение о возврате некачественного товара); 2) таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенных органов; 3) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками таможенных органов. Пакет подтверждающих документов нужно сдать в течение 180 дней, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта (п.9 ст.165 НК РФ). В момент возврата бракованного товара в процедуре экспорта необходимо восстановить НДС, ранее принятый к вычету по данному товару (пп.5 п.3 ст.170 НК РФ). В дальнейшем в момент определения налоговой базы, установленный ст.167 НК РФ, НДС по такому товару будет принят к вычету. В случае, если соглашением с поставщиком достигнута договоренность о возврате стоимости бракованного товара, то организация обеспечит условия зачисления валютной выручки на свой банковский счет (пп.1 п.1 ст.19 Федерального закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»).

В случае полной оплаты стоимости поставленного товара старый паспорт сделки уже закрыт. И в случае выявления брака и его возврата, а также возврата уплаченных денежных средств поставщиком, организации скорее всего придется открыть новый паспорт сделки, так как внесение изменения в уже закрытый паспорт сделки действующим законодательством не предусмотрено.

В случае, если соглашением с поставщиком достигнута договоренность о замене некачественного товара, то в этом случае оформление паспорта сделки в порядке, предусмотренном п.5.1 инструкции 138-И не предусмотрено. Однако мы не можем исключить возможность применения в данном случае порядка, предусмотренного для оформления паспортов сделок при осуществлении внешнеэкономических бартерных сделок, утвержденного МВЭС РФ, ГТК РФ, Минфином РФ 3 декабря 1996 г. NN 10-83/3225, 01-23/21497, 01-14/197. В любом случае, при возникновении ситуаций, требующих внесений изменений в паспорт сделки или оформления нового паспорта сделки, за разъяснениями целесообразно обращаться в обслуживающий паспорт сделки банк. Однако вывод налоговых органов в части признания возврата бракованного товара реализацией не является на наш взгляд бесспорным.

Возврат поставщику бракованного товара не может квалифицироваться для целей налогообложения как реализация товаров (п.1 ст.39 НК РФ), так как реализацией товаров в целях НК РФ признается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами) права собственности на товары, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары — на безвозмездной основе. При этом товаром для целей НК РФ признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации (ст. 38 НК РФ). При одностороннем отказе покупателя от исполнения договора купли-продажи происходит его расторжение (ст. 49 Конвенции и п. 3 ст. 450 ГК РФ). При этом переход права собственности на бракованный товар не может быть признан состоявшимся (в том числе при обнаружении брака после оприходования товара), так как при отказе от исполнения договора стороны возвращаются в исходное положение. Следовательно, возврат бракованного товара не будет признаваться объектом обложения НДС в данном случае по ставке 0%. В этом случае, налоговые органы считают, что при возврате поставщику товара ненадлежащего качества покупатель должен восстановить к уплате в бюджет сумму налога, приходящуюся на возвращаемый товар, ранее правомерно принятую к вычету и отраженную в декларации по НДС (письмо ФНС России от 9 августа 2006 г. N ШТ-6-03/786@, письмо УФНС России по г. Москве от 28.10.2009 N 16-15/113543). Таким образом, в настоящее время единственно верной позиции в отношении исчисления НДС при возврате бракованного импортного товара поставщику нет.

Источник: http://otchetonline.ru/pomoshh-buxgalteru/buhuchet/41535-vozvrat-brakovannogo-importnogo-tovara.html

Яндекс цитирования