г. Волгоград(8442) 26-86-84

Что изменилось в проверках субъектов малого бизнеса в 2021 году?

С 01.07.2021 вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (Закон о госконтроле, новый закон) в соответствии с которым органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля в отношении граждан, организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, не связанной с осуществлением ими властных полномочий проводятся контрольно-надзорные мероприятия (КНМ) — так теперь официально называются проверки. Новый закон использует термин «проверка» исключительно в узком смысле — в качестве одного из видов контрольно-надзорных мероприятий.

Для каждого вида контроля (надзора) утверждается соответствующее Положение:

для федеральных видов контроля их утверждают Президент РФ и Правительство РФ;

для федерального, переданного в регион, — Правительство РФ и правительство региона;

для регионального госконтроля — правительство региона;

для муниципального — представительный орган муниципального образования.  

Положение должно определять: органы соответствующего контроля, критерии отнесения объектов контроля к категориям риска причинения вреда, перечень профилактических мероприятий в рамках данного вида контроля, виды контрольных мероприятий и перечень допустимых действий в составе каждого мероприятия, периодичность плановых мероприятий для каждой категории риска, особенности оценки соблюдения лицензионных требований контролируемыми лицами, имеющими лицензию и иные вопросы.

 Так, например, в отношении контрольно-надзорных мероприятий Роструда действует утвержденное постановлением Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230 «Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» сроком до 23.06.2023.

Такие виды государственного федерального контроля (надзора), как: пожарный, энергетический, строительный, метрологический, санитарно-эпидемиологический, ветеринарный контроль, надзор в области промышленной безопасности и др. регулируются федеральными законами о видах контроля, принимаемыми в соответствии с ними положениями (ч. 6 ст.2)

Не относятся к госконтролю в рамках Закона о госконтроле (ст.2):

— оперативно-розыскная деятельность, дознание и предварительное следствие,

— производство и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях,

— деятельность прокуратуры и судов, органов внешней разведки, госохраны и ФСБ,

— госконтроль а соблюдением антимонопольного законодательства (однако до 31.12.2024 данный вид контроля подчиняется правилам старого Закона N 294-ФЗ),  (пп. «е» п. 1 ч. 1 ст. 26.3 Закона N 294-ФЗ),

— проверка устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности,

— организация и осуществление валютного контроля, таможенного и портового контроля,

— контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а так же  при организации и проведении закупок отдельными видами юридических лиц,

— контроль за соблюдением законодательства РФ в сфере СМИ, осуществляемый без взаимодействия с контролируемым лицом,

— контроль за соблюдением законодательства РФ о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, при осуществлении такого контроля без взаимодействия с контролируемым лицом,

 — контроль и надзора за обработкой персональных данных, осуществляемых без взаимодействия с контролируемым лицом,

рассмотрение дел о нарушении законодательства о рекламе (п. 4 ч. 3 ст.1),

— надзор за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ о безопасности дорожного движения и др.

Закон о госконтроле устанавливает исчерпывающей перечень видов контрольно-надзорных мероприятий (КНМ) — 7 из них предполагаются при взаимодействии между инспектором и проверяемым лицом  (это контрольная и мониторинговая закупка, выездная проверка, документальная проверка и др.), и 2без взаимодействия (наблюдение и выездное обследование), а так же  10 видов контрольных (надзорных) действий (КНД), которые могут проводиться в ходе КНМ (осмотр, досмотр, опрос, получение объяснений, экспертиза и др;) – (см. Таблицу ниже «Контрольные (надзорные) мероприятия»).

Проводить можно лишь те КНМ с взаимодействием, которые прямо упомянуты в положении о конкретном виде надзора. КНМ без взаимодействия могут проводиться в рамках любого надзора/контроля, причем в положении об этом виде контроля можно не упоминать.

В рамках каждого КНМ инспектор может провести только те КНД, которые разрешены, во-первых, Законом о госконтроле, а во-вторых, Положением о виде контроля (второй перечень КНД может быть меньше).

Все действия контрольно-надзорных органов в рамках проверок должны будут отражаться в специальных информационных ресурсах, которые планируют ввести в действие до 2022 года, где можно онлайн узнавать о назначении проверок и следить за их ходом:

  • единый реестр видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля (единый реестр видов контроля), куда внесены все контрольные органы и виды контроля, которые они осуществляют
  • единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий (Единый реестр КНМ) в нем должны учитываться все КНМ с взаимодействием с проверяемым лицом и такие профилактические мероприятия как объявление предостережения и профилактический визит. До внесения в  реестр проводить мероприятия с взаимодействием запрещено — таким образом, единый реестр будет использоваться и для уведомления о проведении КНМ (ч. 4 ст. 21). Запрещается приступать к проведению КНМ, информация о котором еще не появилась в едином реестре (п. 3 ч. 1 ст. 29), это грубое нарушение процедуры (исключение — дистанционная контрольная закупка (п. 1 ч. 10 ст. 67) и КНМ без взаимодействия). Через единый реестр КНМ согласовываются с прокурором (ч. 10 ст. 66). Здесь будет информация о досудебном обжаловании и о принятых по жалобам решениях. До вступления в силу новых региональных и муниципальных положений о видах контроля/надзора (но до 2022 года) информация о проверках вносится в единый реестр проверок — https://proverki.gov.ru/portal, после вступления в силу либо с 01.01.2022 — в единый реестр КНМ
  • информационная система (подсистема государственной информационной системы) досудебного обжалования (далее — подсистема досудебного обжалования), в которой  участвуют поднадзорные лица путем обжалования проверки через Госуслуги (электронное правительство);
  • реестр заключений о подтверждении соблюдения обязательных требований (реестр заключений о соответствии);
  • информационные системы контрольных (надзорных) органов.

Информация о назначенных контрольно-надзорных мероприятиях должна отражаться в личном кабинете физического лица, юридического лица, индивидуального предпринимателя и иных лиц на Госуслугах. Там же предусмотрена возможность досудебного обжалования действий и решений проверяющих по результатам КНМ. Соблюдение досудебного порядка обжалования через ЕСИА до подачи заявления в суд является обязательным.

Плановые  контрольные (надзорные) мероприятия (КНМ)

Плановые контрольно-надзорные мероприятия в 2021 году в связи с пандемией могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи, а так же установлена возможность их замены инспекционным визитом.

Плановые КНМ включается в ежегодный план. Их перечень размещается на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации: genproc.gov.ru, прокуратур  субъектов РФ (см. раздел «Ежегодный сводный план …»). А также в Едином реестре КНМ (проверок): proverki.gov.ru. Одновременно плановая проверка может проводиться несколькими контрольно-надзорными органами.

К 2022 году будет сформирован специальный электронный реестр видов контроля (надзора), и отсутствие вида контроля в этом реестре повлечет невозможность проведения контрольных мероприятий.

Плановые КНМ (проверки по старому), их виды, периодичность определяются  Положением о виде контроля на основе системы управления рисками. Отнесение объекта контроля к одной из категорий риска осуществляется контрольным (надзорным) органом на основе сопоставления его характеристик с утвержденными критериями риска (ст. 25 ). Эти критерии должны учитывать тяжесть причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и вероятность наступления негативных событий, которые могут повлечь причинение ущерба, а также учитывать добросовестность контролируемых лиц.  Критерии и категории риска устанавливаются конкретными Положениями о виде контроля (надзора),  Закон о госконтроле устанавливает императивные требования к факторам, которые обязательно должны учитываться при определении критериев.

Всего существует 6 категорий риска от низкой к чрезвычайно высокой:

Объекты с максимальной категорией риска  — от 1 до 2 проверок в год;

Объекты высокого или значительного риска  —  не менее 1 в 4 года и не более 1 в 2 года;

Объекты среднего и умеренного риска — не менее 1 в 6 лет и не более 1 в 3 года;

Объекты низкого рискаплановые проверки не проводятся.

Виды и периодичность проведения плановых КНМ для каждой категории риска также указываются в Положении о виде контроля соответствующего контрольного (надзорного) органа (пп.5 ч.5 ст.3, ч.1 ст.25).

Если положением о виде муниципального контроля предусмотрено, что система оценки и управления рисками при данном контроле не применяется, все внеплановые контрольные мероприятия могут проводиться только после согласования с органами прокуратуры.

Контролируемое лицо вправе подать в надзорный орган заявление об изменении категории риска осуществляемой им деятельности либо категории риска принадлежащих ему объектов контроля в случае их соответствия критериям риска для отнесения к иной категории риска. Изменение категории риска — при наличии оснований — осуществляется в течения 5 рабочих дней.

По умолчанию не проводятся плановые КНМ в отношении лица, у которого есть неистекшее заключение независимого органа инспекции о подтверждении соблюдения обязательных требований (иное может установить федеральный закон);

НОВОЕ: федеральным законом о виде контроля может быть предусмотрено освобождение контролируемого лица от проведения плановых КНМ в случае заключения договора страхования рисков причинения вреда (ущерба) (п. 9 ст. 25). Пока действует страховой договор или положительное заключение комиссии вместо выездной проверки назначат профилактическую беседу.

Ограничение плановых КНМ (проверок) в 2021 году

В 2021 году по общему правилу не будут проводиться плановые КНМ  юридических лиц и ИП, являющихся субъектами малого предпринимательства (п. 7 Постановления Правительства от 30.11.2020 № 1969), за исключением случаев отнесения субъектов контроля к чрезвычайно высокому и высокому риску, или, если в отношении них установлен режим постоянного государственного контроля (надзора), при осуществлении лицензионного контроля и других исключительных случаях.

Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия (КНМ)

Мораторий не действует на внеплановые КНМ. Контролирующие органы отреагируют соответствующей внеплановой «проверкой» если:

  • Поднадзорные лица вовремя не отреагировали на ранее выданные предписания, не устранили нарушения.

Такое внеплановое КНМ назначается только в том случае, если адресат предписания не смог эффективно отчитаться об исполнении предписания и документами подтвердить его исполнение. Если предписание выдавалось по итогам выездной проверки, то и проверять исполнение такого предписания тоже можно выездной проверкой. Если предписание было выдано по итогам любого другого проверочного мероприятия (не выездной проверки), то ради контроля такого предписания запрещается назначать выездную проверку.

Например: Роструд имеет право проводить мероприятия без взаимодействия, чтобы проверить, как организация провела специальную оценку условий труда (СОУТ) и оформила её результаты (приказ Минтруда от 16.01.2019 № 13н)

  • Внеплановые выездная проверка, инспекционный визит могут проводиться по отдельному основанию, — если ранее в рамках периодического подтверждения соответствия (компетентности) были выявлены нарушения, они исправлены и проверяемое лицо сообщило об этом (ч. 3 ст. 57)
  • КНМ входит в число обязательных мероприятий при лицензировании или выдаче разрешительной документации.
  • Получены жалобы или обращения граждан и организаций о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (в предыдущем законе речь шла об угрозах для жизни или здоровья людей, животных, причинении вреда окружающей среде, памятникам архитектуры и природы, объектам культурного наследия, новая  формулировка — «вред охраняемым законом ценностям» — шире). При этом нарушение прав потребителей, а также нарушение требований к маркировке — это случаи причинения вреда охраняемым законом ценностям (то есть правам потребителя и т.п.). Такие жалобы могут подаваться непосредственно в орган госконтроля, через МФЦ или портал госуслуг (ст. 59).

Контролирующее лицо взаимодействует с жалобщиком и предупреждает о праве контрольного (надзорного) органа обратиться в суд в целях взыскания понесенных им расходов в связи с рассмотрением поступившего обращения, в котором были указаны заведомо ложные сведения. Анонимные жалобы не рассматриваются. НОВОЕ: сведения о личности жалобщика могут быть представлены поднадзорному лицу, только с согласия гражданина, направившего жалобу. 

Законом введена обязательная предварительная проверка на предмет достоверности всех поступивших жалоб и сообщений (ст. 58), в ее ходе запрашивают дополнительные сведения у жалобщика, могут запросить документы и пояснения и у поднадзорного лица, без обязанности их предоставить или провести контрольное мероприятие без взаимодействия (мониторинг безопасности, выездное обследование), Если для целей предварительной проверки проводилось выездное обследование, которое обнаружило нарушение обязательных требований, то поднадзорное лицо могут оштрафовать. Если нарушение было выявлено мониторингом безопасности — штрафовать нельзя.

  • Если параметры деятельности лица отклоняются от тех, которые описаны в индикаторах риска нарушений обязательных требований (или, напротив, совпадают с ними).

Перечень индикаторов риска утверждается органами исполнительной власти по видам контроля (федеральными, региональными, муниципальными). Контрольный (надзорный) орган обязан размещать и поддерживать в актуальном состоянии на своем официальном сайте перечень критериев и индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска.

Назначить проверочные мероприятия «по параметрам» можно не только после проведения «заочных КНМ» без взаимодействия с поднадзорным лицом (выездного обследования или мониторинга безопасности), но и в том случае, если на отклонение/совпадение упомянутых параметров пожалуется гражданин, организация, орган власти или расскажет СМИ, а также если эти параметры были «замечены» во время других контрольно-надзорных мероприятий. Подтвержденный индикатор риска является основанием для внеплановых контрольно-надзорных мероприятий.

  • Проверочные мероприятия инициировали прокурор, Правительство или Президент на основании доказанных фактов.

В требовании прокурора о проведении внепланового проверочного мероприятия должны быть указаны конкретный вид этого мероприятия («контрольная закупка», например), срок его проведения, а также сведения о жалобе или ином обращении к прокурору по фактам нарушений

  • Наступление события, указанного в программе проверок, если Законом о контроле установлено, что контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании программы проверок. По программам проверки, например, работают органы госстройнадзора (пп. «а» п. 3 ч. 5 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ).



Таблица «Контрольные (надзорные) мероприятия»

Наименование контрольно-надзорного мероприятия -КНМЦельСодержание (контрольно-надзорные действия – КНД)Срок предупрежденияСрок проведения (приостанавливается на время проведения испытаний и экспертиз)Особенности
  При взаимодействии с субъектами контроля  
Контрольная закупка (ст. 67) тайная покупка под видом простого покупателя, с возвратом денег и товара (если он не потреблен), под видео /аудио/фото или с участием свидетелейПозволяет оценить соблюдение требований при продаже товаров или услуг, выполнения работОсмотр;эксперимент  Без предупреждения. Без внесения сведений о дистанционной закупке в единый реестр до ее завершения (п. 1 ч. 10 ст. 67) – в едином реестре КНМ на следующий рабочий день размещается решение о поведении дистанционной закупки и акт о ее проведении. Проводится по согласованию с прокуратурой, а так же если ранее были нарушения и нужно проверить  устранение, без согласования в связи со сведениями о причинении вреда/угрозе вреда – прокурор извещается (ч. 11 ст. 67).  1 рабочий день (иной период времени, в течение которого обычно осуществляется проверяемая сделка)Может проводиться с использованием почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе Интернета, а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов Обязательно присутствие двух свидетелей или двух инспекторов, либо средств видеофиксации.  
Мониторинговая закупка (ст. 68) тайная покупка товаров и услуг для дальнейших испытаний и исследований на предмет качества и безопасности с возвратом денег товара (если он не потреблен)проводится для того, чтобы направить товары или результат оказания услуг на дальнейшую экспертизу для оценки качества и/или безопасности.Осмотр;опрос;эксперимент;инструментальное обследование;истребование документов;испытание;экспертиза  Без предупреждения. Проводится по согласованию с прокуратурой, а так же если ранее были нарушения и нужно проверить  устранение, без согласования в связи со сведениями о причинении вреда/угрозе вреда – прокурор извещается(ч. 14 ст. 68).1 рабочий день (иной период времени, в течение которого обычно осуществляется проверяемая сделка и проводятся необходимые инструментальное обследование, испытание или экспертиза)Может проводиться с использованием почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе Интернета, а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов  Возможна фиксация процесса мониторинговой закупки посредством фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации.
Выборочный контроль (ст. 69)Отбор проб (образцов) товаров в местах хранения или продаж для определения степени их безопасности. По итогам контроля изъятые товары должны быть возвращены. Если они утрачены и не выявлены нарушения обязательных требований, субъект контроля вправе требовать возмещения стоимости утраченных товаров.  Осмотр;получение письменных объяснений;истребование документов;отбор проб (образцов);инструментальное обследование;испытание; экспертиза  Без предупреждения. Проводится по согласованию с прокуратурой, а так же если ранее были нарушения и нужно проверить  устранение, без согласования в связи со сведениями о причинении вреда/угрозе вреда – прокурор извещается(ч. 13 ст. 69).1 рабочий день Определяется периодом времени, в течение которого обычно проводятся изъятие проб (образцов) соответствующей продукции (товаров) и необходимые экспертизыПроводится по месту хранения или реализации продукции (товаров) Может проводиться с участием экспертов, специалистов, привлеченных к проведению мероприятия на основании решения контрольного (надзорного) органа.  
Инспекционный визит (ст. 70) обследование с осмотром помещений и объектов и изучением документации об объекте /помещенияхВзаимодействие с конкретным контролируемым лицом и (или) владельцем (пользователем) производственного объекта по вопросам указанным в проверочных листахОсмотр;опрос;получение письменных объяснений;инструментальное обследование;истребование документов  Без предупреждения. Проводится по согласованию с прокуратурой, а так же если ранее были нарушения и нужно проверить  устранение, без согласования в связи со сведениями о причинении вреда/угрозе вреда – прокурор извещается(ч. 7 ст. 70)  1 рабочий день на одном месте или объектеПроводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.  
Рейдовый осмотр ст. 71) Проверка «скопом» всех собственников/пользователей больших объектов (например, рынков), с осмотром, опросом и взятием товара. Товар или деньги за него возвращаются, если они качественные/безопасныеОценка соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) объектов контроля, которыми владеют несколько лиц, осуществления деятельности или совершения действий контролируемых лиц на определенной территорииОсмотр;досмотр;опрос;получение письменных объяснений;истребование документов;отбор проб (образцов);инструментальное обследованиеиспытание;экспертиза;эксперимент  Без предупреждения. Проводится по согласованию с прокуратурой, а так же если ранее были нарушения и нужно проверить  устранение, без согласования в связи со сведениями о причинении вреда/угрозе вреда – прокурор извещается (ч.12 ст. 71)  1 рабочий день на взаимодействие с одним контролируемым лицом Может проводиться с участием экспертов и специалистов, а так же в в форме совместного (межведомственного) контрольного (надзорного) мероприятия.  
Документальная проверка (ст. 72) изучение документов, а также относящихся к ним поясненийПроверка сведений, содержащихся в документах контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документов, используемых при осуществлении их деятельности и связанных с исполнением ими обязательных требований и решений контрольного (надзорного) органа. Такая проверка может быть плановой и внеплановой.Получение письменных объяснений;истребование документов;экспертиза  не требует отдельного уведомления, до отсылки требования о предоставлении документов. Проводится без согласования с органами прокуратуры10 рабочих дней, за исключением времени на предоставление документов и пояснений в случае выявления ошибок или противоречий в документахПроводится по месту нахождения контрольного (надзорного) органа. Истребуемые документы предоставляются в форме эелектронного документа, если не запрошены на бумажном носителе (ч. 2 и 3 ст.80), предоставленные подлинники документов полежат возврату после проверки. При выявлении документах противоречий и ошибок запрашиваются пояснения, которые контролируемое лицо должно предоставить в течение 10 рабочих дней, можно представить дополнительные документы. При проведении проверки контрольный (надзорный) орган не вправе требовать у контролируемого лица сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены от иных органов.
Выездная проверка (ст. 73) тщательное обследование «на месте» с осмотром, изучением документов, опросом, отбором проб и т.п. Товар или деньги за него возвращаются, если они качественные/безопасныеОценка на объекте контроля соблюдения действующих требований контролирующего ведомства, а также оценка выполнения решений контрольного (надзорного) органа.    Осмотр;досмотр;опрос;получение письменных объяснений;истребование документов;отбор проб (образцов);инструментальное обследованиеиспытание;экспертиза;эксперимент  За 24 часа, если иное не предусмотрено законом о виде контроля. Проводится по согласованию с прокуратурой, а так же если ранее были нарушения и нужно проверить  устранение, без согласования в связи со сведениями о причинении вреда/угрозе вреда – прокурор извещается (п. 5 ст. 73)  50 часов для малого предприятия, 15 часов для микропредприятия, 10 рабочих дней для иных компаний.   Срок устанавливается отдельно по каждому филиалу, иному обособленному структурному подразделению. Конкретные сроки устанавливаются положением о виде контроляПроводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его обособленных  подразделений) либо объекта контроля Может проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе с использованием средств аудио- или видеосвязи.  
  Без взаимодействия с субъектами контроля  
Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) (ст. 74). Заочная проверка документов, баз данных, информационных ресурсов и т.п.Анализ данных информационных систем, в том числе сети Интернет, иных общедоступных данных, а так же данных полученных с использованием технических средств фиксации правонарушений, для оценки выполнения  требования законодательства. Результаты мониторинга могут стать основанием для внеплановой проверки, объявления предостережения или выдачи предписания об устранении выявленных нарушений.Не установленБез предупреждения.Срок назначается контрольным (надзорным) органомПри наблюдении за соблюдением обязательных требований (мониторинге безопасности) на контролируемых лиц не могут возлагаться обязанности, не установленные обязательными требованиями
Выездное обследование (ст. 75) тайное посещение и осмотр объектаИнспектор выезжает к субъекту контроля и осматривает общедоступные объекты по месту нахождения юр.лица или ИП без взаимодействия с ним. Может проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе с использованием средств аудио- или видеосвязи. Нарушения, обнаруженные в ходе выездного обследования, могут стать поводом к административному штрафу, выдаче рекомендаций, а равно к любым иным проверочным или профмероприятиям (но выдача предписаний и приостановление деятельности запрещается).  Осмотр общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектовотбор проб (образцов);инструментальное обследование (с применением видеозаписи); испытание; экспертиза.    Без предупреждения.1 рабочий день для осмотра 1 объектаПроводится по месту нахождения объекта контроля. Если в рамках обследования выявлены нарушения инспектор вправе провести контрольную закупку без дополнительного решения (если она предусмотрена в данном виде контроля). Информация о такой закупке вносится в единый реестр КНМ в течение  1 рабочего дня после ее совершения  


Профилактические мероприятия

При осуществлении контроля (надзора) проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению КНМ (ч.1 ст. 8). Профилактические мероприятия, в ходе которых осуществляется взаимодействие с контролируемыми лицами, проводятся только с согласия данных контролируемых лиц либо по их инициативе.

Таблица «Профилактические мероприятия»

  Вид  профилактического мероприятия (ст. 45)    Цель    Описание
Информирование по вопросам соблюдения обязательных требований;размещение соответствующих сведений на официальном сайте органа контроля в сети «Интернет», в СМИ, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формахОрган контроля обязан размещать и поддерживать в актуальном состоянии на своем официальном сайте в сети «Интернет»:- тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление контроля и сведения об их изменения;перечень нормативных правовых актов содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакцииутвержденные проверочные листы в формате, допускающем их использование для самообследования;руководства по соблюдению обязательных требований, разработанные и утвержденные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательных требованиях в РФ»;перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска;перечень объектов контроля с указанием категории риска;программу профилактики рисков причинения вреда и план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица;сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;сведения о применении контрольным органом мер стимулирования добросовестности контролируемых лиц;сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного органа, действий (бездействия) его должностных лиц;доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа;доклады о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле;информацию о способах и процедуре самообследования (при ее наличии), в том числе методические рекомендации по проведению самообследования и подготовке декларации соблюдения обязательных требований, и информацию о декларациях соблюдения обязательных требований, представленных контролируемыми лицами;иные сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами и (или) программами профилактики рисков причинения вреда.  
обобщение правоприменительной практики; обеспечение единообразных подходов, выявление типичных нарушений, анализ случаев причинения вреда, подготовка предложений об актуализации обязательных требований и внесений изменений в законодательствоПо итогам обобщения правоприменительной практики контрольный (надзорный) орган обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа (доклад о правоприменительной практике), который утверждается приказом (распоряжением) руководителя контрольного (надзорного) органа и размещается на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сроки, указанные в положении о виде контроля.
меры стимулирования добросовестности (ст. 48);мероприятия, направленные на нематериальное поощрение добросовестных контролируемых лиц Порядок оценки добросовестности контролируемых лиц, в том числе виды мер стимулирования добросовестности, устанавливается положением о виде контроля. При определении критериев риска оценка добросовестности  могут учитываться сведения о сертификации, наличии внутреннего котроля, заключение договора добровольного страхования рисков и т.п. (ч.7 ст. 23) Информация о применяемых мерах стимулирования добросовестности, порядок и условия их применения, в том числе методики и критерии оценки добросовестности контролируемых лиц, размещаются на официальном сайте.
объявление предостережения (ст. 49);Недопущение нарушения обязательных требований При наличии сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что такое нарушение  причинило ущерб охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда контрольный орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований. Предостережение должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести к нарушению, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов. По видам госконтроля, в которых обязательно применяется самообследование, одновременно с предостережением поднадзорному лицу направляется адрес сайта, на котором оно сможет пройти самообследование Адресат предостережения вправе возражать против него. Порядок возражений устанавливается в положении о виде контроля; Иформация об объявлении предостережения должна вноситься в Единый реестр КНМ.
Консультирование (ст. 50) обязательно для всех видов контроля и надзора (ч. 2 ст. 45);разъяснения контролирующего органа по вопросам, связанным с организацией и осуществлением контроля. Осуществляется по обращениям контролируемых лиц без взимания  платыМожет осуществляться должностным лицом контрольного органа по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия. Порядок консультирования определяются положением о виде контроля, там же указываются случае письменного консультирования (по общему правилу информация в письменной форме не предоставляется) В то же время контролируемое лицо вправе направить запрос о предоставлении письменного ответа в сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Ставшая известной контролирующему органу информация не может им использоваться в целях оценки контролируемого лица по вопросам соблюдения обязательных требований
самообследование(ст. 51)добровольного определения контролируемыми лицами уровня соблюдения  обязательных требований Проводится через интернет на официальном сайте контролирующего органа. Лица, получившие высокую оценку по результатам праве принять декларацию соблюдения обязательных требований (если это предусмотрено положением о виде контроля) сроком действия от 1 до 3 лет, которая регистрируется органом контроля с размещением на официальном сайте. В случае обнаружения нарушений при внеплановой проверке орган контроля аннулирует декларацию  Сейчас можно пройти самообследование по соблюдению требований трудового законодательства на сайте https://онлайнинспекция.рф  с помощью сервиса «Электронный инспектор», но пока без декларации.
профилактический визит (ст. 52) — мероприятие обязательно для всех видов государственного контроля и надзора (ч. 2 ст. 45);профилактическая беседы инспектора по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем видео-конференц-связи.В ходе визита инспектор проводит консультирование, сбор сведений для отнесения объектов контроля к категориям риска. Такие визиты обязательны для объектов высокого и значительного риска или в определенных сферах деятельности контролируемого лица в течение года с момента начала такой деятельности. За 5 рабочих дней контролируемое лицо уведомляется о проведении визита, за 3 рабочих дня —  оно может отказаться от визита , уведомив об это надзорный орган. В ходе визита нельзя выдавать предписания, разъяснения носят рекомендательный характер

НОВОЕ: Предусмотрено так же использование контролируемыми лицами на добровольной основе негосударственных форм надзора и независимой оценки соблюдения обязательных требований, которые исключают проведение плановых и внеплановых надзорных мероприятий по соответствующему предмету надзора (ст.54,55), это:

  • подтверждение соблюдения обязательных требований независимыми организациями,
  • контроль саморегулируемой организации за деятельностью своих членов.

Гарантией устранения рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям во всех перечисленных случаях является несение независимой организацией ответственности в случае причинения вреда (ущерба), что мотивирует ее к действенному осуществлению негосударственного надзора.

Контролирующие (проверяющие) лица:

Должны:

  • Уведомить о проведении выездной проверки (как плановой, так и внеплановой) не позднее чем за 24 часа до  начала, за  исключением поверки в с непосредственной угрозой причинения вреда людям, животным, окружающей среде и т.д. (о такой проверке не уведомляют).

!!! Способ уведомления — внесение соответствующей информации в единый реестр КНМ, в том числе посредством портала Госуслуг, а также — использование средств связи, в том числе направление сведений о проверке по адресу электронной почты контролируемого лица (может быть использован адрес электронной почты, указанный при регистрации юрлица или ИП). До 31.12.2023 г. новый закон допускает обмен «бумажными письмами» — в муниципальном контроле по умолчанию, а в государственном — если об этом просит контролируемое лицо либо нет возможности отослать ему e-mail.

Так же обязательным является уведомление за неделю — о проведении обязательного профилактического визита (который не является контрольным/надзорным мероприятием);

Не уведомляют о проведении контрольной, мониторинговой закупки, выборочного контроля, инспекционного визита.

  • Предъявить служебное удостоверение во время исполнения служебных обязанностей.
  • На момент начала проверки соответствующих сведения должны быть в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий (КНМ) (за исключением проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований и выездного обследования).
  • Предъявить решение о проведении КНМ в видезаверенной печатью бумажная копии либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, а также сообщается учетный номер КНМ  в едином реестре КНМ.

 до 31.12.2023 г. решения о проведении КНМ могут быть бумажными, а не электронными: для муниципальных проверок вообще, а для всех остальных — по запросу проверяемого лица или в случае невозможности информировать его в электронной форме (ч. 9ч. 9.1ч. 10 ст. 98).

В решении о проведении КНМ должны быть указаны: дата, место и время принятия и кем принято, вид контроля, ФИО инспекторов и привлекаемых экспертов или специалистов, объект контроля, адрес места осуществления контролируемым лицом деятельности или адрес нахождения иных объектов, ФИО гражданина или наименование контролируемой организации, их адрес (кроме рейдового осмотра), вид КНМ и перечень контрольно-надзорных действий (КНД), основание проведения КНМ, проверочные листы (если обязательны для КНМ), дата проведения КНМ и срок непосредственного взаимодействия с контролируемым лицом, перечень документов, которые необходимо представить контролируемому лицу (ст. 64).        

  • Признавать, соблюдать и защищать права и свободы контролируемых и иных лиц. Разъяснять контролируемому лицу, его представителю их права, обязанности и ответственность и обеспечивать возможность осуществления этих прав (ст. 10).
  • Не допускается причинение неправомерного вреда (ущерба) контролируемым лицам, их представителям, либо имуществу, находящемуся в их владении, пользовании или распоряжении, либо их деловой репутации  (ч. 3 ст.9).
  • Предоставлять контролируемым лицам информацию и документы, относящиеся к предмету государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
  • Учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для охраняемых законом ценностей и др (ст. 29 ).
  • В случае невозможности проведения КНМ в связи с отсутствием контролируемого лица либо в связи с иными его действиями, повлекшими невозможность проведения или завершения КНМ, инспектор составляет акт о невозможности проведения КНМ с указанием причин (ч. 10 и 11 ст. 65), о чем уведомляется контролируемое лицо. В этом случае такое же КНМ может быть проведено позже без уведомления  и согласования с прокуратурой.

В рамках взаимодействия надзорные органы на безвозмездной основе получают друг от друга документы и сведения, в том числе в электронной форме.

Вправе:

  • Беспрепятственно посещать (осматривать) объекты контроля.
  • Знакомиться со всеми документами, касающимися соблюдения обязательных требований.
  • Требовать от контролируемых лиц и их работников представления письменных объяснений по фактам нарушений, выявленных при проведении КНМ, а также представления документов для копирования, фото- и видеосъемки.
  • Знакомиться с технической документацией, электронными базами данных, информационными системами контролируемых лиц в части, относящейся к предмету КНМ.
  • Составлять акты по фактам непредставления запрошенных документов и материалов, невозможности провести опрос, ограничения доступа в помещения, воспрепятствования иным мерам.
  • Обращаться за содействием к органам полиции. 

Запрещено (ст. 37):

  • Оценивать соблюдение обязательных требований, если это не относится к   полномочиям (надзорного) органа.
  • НОВОЕ: Проводить мероприятия, совершать контрольные (надзорные) действия, не предусмотренные решением контрольного (надзорного) органа.
  • Проводить мероприятия, совершать контрольные (надзорные) действия в отсутствие контролируемого лица, за исключением мероприятий и действий, не требующих взаимодействия с контролируемым лицом, а также за исключением случаев, если оценка соблюдения обязательных требований без присутствия контролируемого лица при проведении контрольного мероприятия может быть проведена, а контролируемое лицо было надлежащим образом уведомлено.
  • Требовать предоставления документов, информации, образцов (проб) товара ранее даты начала проведения проверки или не относящихся к предмету контроля (надзора), а также изымать оригиналы таких документов.

Требовать у подконтрольных лиц любые документы и сведения, если такие есть у любых ИНЫХ госорганов (п. 6 ст. 37)

  • Распространять сведения, полученные в результате осуществления контроля  и составляющие  коммерческую тайну (иную охраняемую законом тайну).

Сведения о нарушениях обязательных требований не относятся к охраняемой законом тайне (п. 4 ст. 12). Контрольный орган не представляет по запросам третьих лиц информацию, ставшую известной в ходе проведения проверочных мероприятий, акты, а также выданные по их итогам предписания, если в ходе КНМ не было выявлено нарушений обязательных требований или если не затронуты права обратившегося в контрольный  орган лица.

  • Осуществлять выдачу контролируемым лицам предписаний или предложений о проведении за их счет контрольных мероприятий или действий.
  • Превышать установленные сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
  • НОВОЕ: Препятствовать осуществлению контролируемым лицом фотосъемки, аудио-, видеозаписи, если это не запрещено законом и не создает препятствий для проведения КНМ.

Контролируемые (поднадзорные) лица:

Вправе:

1. Проверять документы, являющиеся основанием для проверки:

— документы, подтверждающие полномочия инспектора (или иного контролирующего лица), зафиксировать ФИО и должность,

— решение о проведении проверки (КНМ): кем подписано, кто указан в качестве лица, осуществляющего проверку, что входит в предмет КНМ, какие документы необходимо представить, на основании каких правовых актов проводится КНМ.

2. Присутствовать при проверке, пригласить юриста, уполномоченного по защите прав предпринимателей.

3. Не представлять документы или информацию, если они не перечислены в решении о проверке, и не относятся к предмету проверки.

4. Не заверять документы у нотариуса, даже если вы работаете без печати – электронные документы можно заверить квалифицированной ЭЦП, а для бумажных достаточно подписи, даты и слова «Верно».

5. Требовать предоставить информацию об привлекаемых экспертах, экспертных организациях и иных лицах.

5. Следить за временем проверки и, в случае превышения лимитов, потребовать прекращения всех мероприятий: максимальный срок проверки после 01 июля 2021 года – 10 дней.

6. Ознакомиться с актом проверки и при необходимости заявить о несогласии с результатами (в этом случае в акте допускаются отметки «С замечаниями» или «С возражениями», либо любые иные формулировки).

7. НОВОЕ: Получать информацию о сведениях, которые стали основанием для проведения внепланового КНМ, в том числе в случае его  проведения по требованию прокурора. При этом  личность жалобщика контролируемому лицу не раскрывается, если только на это нет письменного согласия самого жалобщика (ч. 4 ст. 59). 

9. Обжаловать результаты проверки.

Оформление результатов проверки

 По окончании проведения КНМ с взаимодействием с  контролируемым лицом, составляется акт, где  указано какое обязательное требование нарушено со ссылкой на нормативно-правовой акт (пункт, часть, номер статьи). В случае устранения выявленного нарушения до окончания КНМ, в акте указывается факт его устранения. К акту приобщаются документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения, заполненные при проведении КНМ проверочные листы, результаты опроса (если опрос проводился и имеет значение), протоколы осмотра и т.п.

Типовая форма акта утверждена Приказом Минэкономразвития России от 31.03.2021 № 151. Оформление акта производится на месте проведения проверки в день окончания проведения такого мероприятия, если иной порядок оформления акта не установлен Правительством РФ.
Если оформление акта на месте является невозможным, то он направляется контролируемому лицу посредством электронного документооборота.  Акт составляется в электронной форме и подписывается УКЭП инспектора по умолчанию, без согласия проверяемого лица.

При отсутствии нарушений обязательных требований инспектор вправе выдать рекомендации по соблюдению обязательных требований, провести профилактические мероприятия.

В случае выявления нарушений обязательных требований инспектор обязан выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения. (п. 1 ч. 2 ст. 90)

 Если предписание добровольно исполнено в срок, то — если положением о виде контроля допустимо — адресат предписания может избежать административной ответственности;

Если предписание не исполнено, то надзорный орган обязан выдать второе аналогичное предписание, однако не связан сроками обжалования постановления о наказании за неисполнение первого предписания

Обжалование результатов проверки

Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления КНМ имеют право на досудебное обжалование через единый портал госуслуг — https://www.gosuslugi.ru/:

  • решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий
  • актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений;
  • действий (бездействия) должностных лиц контрольного (надзорного) органа в рамках контрольных (надзорных) мероприятий (ст. 40).

Судебное обжалование для субъектов предпринимательской деятельности решений надзорного органа, действий (бездействия) его должностных лиц с 1 января 2023 г. будет возможно только после их досудебного обжалования в электронном виде через единый портал Госуслуг (ст. 39) (на портале Госуслуг уже функционирует сервис «Жалоба на решение контрольных органов» https://www.gosuslugi.ru/, ), иное может быть предусмотрено законом или Положением о виде муниципального контроля. Сразу обратиться в суд смогут только граждане.

Постановлением Правительства РФ от 28.04.2021 № 663 установлено 62 вида федерального контроля, в отношении которого применятся обязательный досудебный порядок обжалования. Среди ведомств: Росздравнадзор, Роструд, Роскомнадзор, Ространснадзор, Росреестр, МЧС и др. Обязательный досудебный порядок обжалования касается: пожарного надзора; контроля качества и безопасности медизделий; надзора в сфере обращения лекарств; надзора за соблюдением законодательства в сфере СМИ, теле- и радиовещания; контроля в области трудового законодательства, земельного надзора и др. видов.

Сроки подачи жалобы:

  • на решение контрольного (надзорного) органа — в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав,
  • на предписание контрольного (надзорного) органа — в течение 10 рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен уполномоченным органом. К жалобе можно приложить ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного (надзорного) органа. В случае отзыва жалобы повторная ее подача по тем же основаниям не допускается.

Признать недействительными можно результаты КНМ, которое инспектор провёл с грубыми нарушениями. Решение инспектора подлежит отмене (ст.91), если он:

  • провёл проверочное мероприятие без законных оснований;
  • не согласовал его с прокуратурой, когда это обязательно;
  • не уведомил о мероприятии, когда это необходимо;
  • нарушил периодичность проведения планового мероприятия;
  • провёл мероприятие, которого нет в плане или в Едином реестре;
  • принял решение по результатам проверки соблюдения положений нормативных;
  • правовых актов и иных документов, которые не являются обязательными требованиями;
  • привлек к проверке лиц, которые не могут в ней участвовать;
  • нарушил сроки проведения мероприятия;
  • совершил в ходе мероприятия действия, не предусмотренные законом для такого вида мероприятий;
  • потребовал документы, информацию, образцы продукции, не относящиеся к предмету проверки или изъял оригиналы таких документов;
  • не ознакомил с результатами КНМ.

Жалоба рассматривается уполномоченным органом в течение 20 рабочих дней, срок может быть продлен до 25 рабочих дней. По запросу уполномоченного органа или по своей инициативе контролируемое лицо до принятия итогового решения вправе предоставить дополнительную информацию, ее не предоставление не является отказом для не рассмотрения жалобы.

По итогам рассмотрения в личном кабинете на портале Госуслуг уполномоченный орган размещает решение (не позднее следующего рабочего дня после принятия), которым:

1) оставляет жалобу без удовлетворения;

2) отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью или частично;

3) отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью и принимает новое решение;

4) признает действия (бездействие) должностных лиц контрольных (надзорных) органов незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.

Яндекс цитирования

Политика конфиденциальности
Согласие на обработку персональных данных